Перед нами, дорогие друзья, картина Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы», написанная в 1896 году, и глядя на которую, даже ребенок в состоянии понять, что она относится к течению прерафаэлизма, образовавшемуся в в 1848 году в Англии в противовес академизму Королевской академии художеств, потому что чувственным молодым художникам показалось, что классическое искусство в своей косности зашло в тупик и нужно что-то менять.
И это, конечно же, была революция - художники стали писать с натуры, приглашая позировать своих друзей и возлюбленных, модели стали на одну студень с художником, мир засиял свежими красками (и в буквальном смысле тоже - на холст наносился в качестве грунта слой белил, который помогал добиться прозрачности и чистоты цвета, в то время как в академической живописи использовался битум), одним словом, не просто течение в живописи, а воплощенный глоток свежести, чувственности и свободы.
И вот представьте, 2018 год. Картина, на которой прекрасный древнегреческий юноша Гилас, сын Феодаманта и Менодики, из Эхалии или Аргоса, изображен в момент похищения нимфами ради сексуальных развлечений, попадает под хайп вокруг #MeToo и её снимают со стены в музее (об этом пишет The Gardian в разделе Art https://www.theguardian.com/…/manchester-art-gallery-remove… ), не смотря на то, это произведение, повторяю, одно из самых узнаваемых и символичных для целого течения мирового изобразительного искусства.
Что вообще, блядь, происходит? Кто может мне объяснить? Все понимаю, sexual harassment ужасная штука и это нельзя спускать никому, но (а теперь прямо медленно) мы действительно потеряем большую часть литературы, искусства, мифологию, живопись и все-все-все? Правда? А «Одиссея»? Одессея соблазняли сирены, Пенелопа подвергалась вообще неприкрытым домогательствам со стороны желающих получить её руку и сердце.
В принципе (внимание, сарказм - сейчас обо всем же лучше предупреждать), это поможет сократить расходы музеев и школьную/университетскую программу, потому что в топку можно отправить сразу всю мифологию, там все построено на конфликте внутри общества, героя и общества, либо двух героев и больше, либо внутреннем конфликте, и слов из песни, как из гимна Канады, не выкинешь, а следом можно жечь литературу - все законы конфликта те же самые. Со стен музеев можно снимать полотна Серова, Тицина, Тьеполо и Гойи - знаете что объединяет их всех? - они все написали по своему собственному «Похищению Европы» и в основе сюжета лежит миф, который рассказывает нам о том, что Зевс увидел прекрасную Европу на берегу моря в окружении подруг, обратился в белого быка, похитил её, увез на остров Крит, принял образ юноши и овладел ею. Не только sexual harassment, но и kidnapping - противоправные умышленные действия, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте.
Потом сжечь «Лолиту» и всю остальную литературу. Историю. Сотрем Ивана Грозного и всех, кто устраивал смотр невест. Сталина сотрем тоже, хотя бы за отношения с Надеждой Аллилуевой, которую он довел до самоубийства. А дальше дружно последуем "совету" нежнейшего Йозефа Геббельса: «Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом».
Мне страшно и я не хочу жить в таком мире. Я не хочу, чтобы исчезло все только потому, что кто-то может сказать о любом произведении искусства: «мне это не нравится и меня это ничему не учит», и это произведение нужно быть снять со стены, потому что это оскорбляет чувства этого человека. Когда все понятия подменились настолько, что неврозы и приступы маниакально-депрессивного психоза стали определяющими в вопросах самоопределения и отношениях с обществом?
Мне все это ужасно не нравится.